Рабочая программа повышения квалификации

Рабочая программа повышения квалификации
«Сохранение и передача культурно-исторической памяти в визуальных видах искусства»
(72 часа)

Москва — 2023

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. Цель

Цель – повышение квалификации педагогов в области культуры и искусства и совершенствование методики преподавания творческих дисциплин для формирования чувства патриотизма, сохранения и передачи культурно-исторической памяти.

1.2. Задачи

  • освоение, систематизация, обобщение исторических и теоретических знаний в области визуального искусства,
  • формирование средствами визуального искусства исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого России;
  • оснащение педагогов специальными профессионально ориентированными знаниями;
  • повышение квалификации учителей рисования, технологии, педагогов дополнительного образования, педагогов изобразительного творчества, педагогов дизайна, руководителей студий, коллективов, лабораторий, театров мод, учителей истории, МХК начального, среднего общего, среднего профессионального и высшего образований;
  • формирование и развитие компетенций в сфере патриотического воспитания, сохранения культурно-исторической памяти: предметных (углубление знаний о патриотическом воспитании в целом, расширение знаний об истории и культуре страны), нравственных (выбор духовно-нравственных ценностей для повышения чувства патриотизма)

 

1.3. Аудитории

Программа рассчитана на учителей рисования, технологии, педагогов дополнительного образования, педагогов изобразительного творчества, педагогов дизайна, руководителей студий, коллективов, лабораторий, театров мод, учителей истории, МХК, народной культурны, народного творчества начального, среднего общего, среднего профессионального и высшего образований и всех ценителей отечественной культуры.

 

1.4. Профессиональные стандарты и квалификационные требования.

 

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания».

Педагогическая деятельность в области воспитания обучающихся 01.005

 

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
А Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации 6 Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации А/01.6 6
Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации А/02.6 6
Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся А/03.6 6
В Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации 6 Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений В/01.6 6
Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений В/02.6 6
Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов В/03.6 6
С Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса 6 Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания С/01.6 6
Организация работы по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности С/02.6 6
Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности С/03.6 6
D Воспитательная работа с группой обучающихся 6 Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся D/01.6 6
Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся D/02.6 6
Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся D/03.6 6
Е Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования 6 Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса Е/01.6 6
Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры Е/02.6 6
Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению Е/03.6 6
F Тьюторское сопровождение обучающихся 6 Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов F/01.6 6
Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов F/02.6 6
Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов F/03.6 6

 

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых

01.003

 

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
А Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам 6 Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы А/01.6 6.1
Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы А/02.6 6.1
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания А/03.6 6.1
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы А/04.6 6.1
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы А/05.6 6.2
В Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ 6 Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых В/01.6 6.3
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования В/02.6 6.3
Мониторинг и оценка качества реализации педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ В/03.6 6.3
С Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ 6 Организация и проведение массовых досуговых мероприятий С/01.6 6.2
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых С/02.6 6.3
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности С/03.6 6.3

 

Профессиональный стандарт «Специалист по работе с молодежью»

 

Разработка и реализация программ и проектов, а также мероприятий, в том числе международных, в сфере молодежной политики, взаимодействие с молодежными и детскими общественными объединениями 03.015

 

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень

(подуровень)

квалификации

А Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики 5 Организация мероприятий в сфере молодежной политики А/01.5 5
Организация досуга и отдыха детей, подростков и молодежи А/02.5 5
Сопровождение деятельности специализированных (профильных) лагерей А/03.5 5
В Управление процессом реализации услуг (работ) в сфере молодежной политики 7 Планирование, координация и контроль проведения мероприятий в сфере молодежной политики В/01.7 7
Планирование, координация и контроль организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи В/02.7 7
Планирование, координация и контроль организации деятельности специализированных (профильных) лагерей В/03.7 7
Модернизация и совершенствование реализации услуг (работ) в сфере молодежной политики В/04.7 7

1.5 Компетенции в рамках имеющихся квалификаций, качественное изменение которых осуществляется в результате освоения программы

 

В процессе освоения программы обучающийся демонстрирует следующие компетенции:

  • способность преподавать дисциплины в области искусства и смежные с ними вспомогательные дисциплины;
  • способность демонстрировать владение методиками профессиональной и воспитательной работы с детьми и молодежью, творческими коллективами, студиями, мастерскими, направленными на развитие творческих способностей детей и молодежи и их духовно- нравственных ценностей;
  • способность взаимодействовать с детьми и молодежью для формирования средствами визуального искусства исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого России средствами искусства;
  • способность к художественному воплощению героико-патриотических образов в условиях современных социально-культурных реалий;
  • готовность к процессу инициации и стимулирования активности детей и молодежи в создании собственного творческого продукта как предмета гордости за Родину в различных художественных образах визуального искусства, направленных на формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого России, уважительного отношения к ценностям российского гражданского общества
  • готовность к освоению различных методов, технологий, направленных на эффективное формирование чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого России.

 

1.6. Комплекс ЗУВ, формируемый в результате освоения программы

 

В результате освоения программы слушатель курсов должен:

знать:

 

  • методику преподавания профессиональных дисциплин и методики воспитательной работы;
  • специфику создания художественного образа (в т.ч. особенности воплощения героико-патриотических образов в условиях современных социально-культурных реалий) средствами визуального искусства;
  • приемы создания обучающимися творческого продукта (визуального высказывания) как воплощения гордости за Родину в художественных образах;
  • инструменты и методы взращивания российской гражданской идентичности в историческом, культурном аспектах развития гражданской идентичности.

 

уметь:

  • создавать условия для формирования основ гражданской идентичности, приоритетных ценностей гуманизма, духовности и нравственности, чувства собственного достоинства, социальной активности, ответственности, средствами визуального искусства;
  • осуществлять подготовку и проведение учебных занятий и воспитательной работы с детьми и молодежью;
  • инициировать и стимулировать активности детей и молодежи в создании и реализации творческих проектов, направленных на формирование взаимоподдержки, гуманизма, толерантности, уважительного отношения к ценностям российского гражданского общества;
  • применять приемы создания обучающимися творческого продукта (визуального высказывания) как воплощения гордости за Родину в художественных образах.

владеть:

  • методиками профессиональной и воспитательной работы детьми, направленными на развитие творческих способностей детей и молодежи и их духовно-нравственных ценностей;
  • навыками инициации и стимулирования активности детей и молодежи в создании и реализации творческих проектов, направленных на создание обучающимися творческого продукта (визуального высказывания) как воплощения гордости за Родину в художественных образах;
  • навыками формирования единого культурно-исторического пространства вокруг фигуры патриота отечества В. М. Васнецова, личность которого представляет собой ценностный фактор объединения гражданского общества.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Структура программы

 

№ п/п Темы Виды учебной работы, включая самостоятельную работу (в часах)
Всего Всего ауд. Лекции (открытые уроки) Семинары Мастер-классы с/р
1. История и культура РФ как основа воспитания патриотизма, сохранения и передачи культурно-исторической памяти. 50 24 20 4 26
2. Методика и технология воспитания патриотизма, сохранения и передачи культурно-исторической памяти средствами визуального искусства 20 10 2 8 10
3. Итоговый контроль 2 2  
Итого 72 36 36

 

2.2. Содержание программы, структурированное по темам (разделам)

 

№ п/п Наименование раздела (темы) дисциплины Краткое содержание

 

1 История и культура РФ как основа воспитания патриотизма, сохранения и передачи культурно-исторической памяти История культуры и искусства. Культурное наследие. Знакомство с творчеством В.М. Васнецова; с плеядой отечественных художников, освещавших страницы героической истории России, с художниками-иллюстраторами детской литературы (исторические рассказы, эпические произведения). Освещение синтеза фольклорного и профессионального художественного искусства. Эпические жанры в художественной культуре. Фольклорная культура как средство воспитания патриотизма, сохранения и передачи культурно-исторической памяти.
2 Методика и технология воспитания патриотизма, сохранения и передачи культурно-исторической памяти средствами визуального искусства Методика и технология проведения занятий. Воспитание патриотизма, сохранение и передача культурно-исторической памяти средствами изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и дизайна.

 

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

№ п/п Наименование раздела (темы) дисциплины Краткое содержание

 

1 История и культура РФ как основа воспитания патриотизма, сохранения и передачи культурно-исторической памяти Словарь основных понятий. Анализ литературных и изобразительных источников. Написание научной статьи. Создание творческих работ.
2 Методика и технология воспитания патриотизма, сохранения и передачи культурно-исторической памяти средствами визуального искусства Разработка занятия на тему «Формирование гражданской идентичности средствами изобразительного искусства / дизайна / декоративно-прикладного творчества».

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

 

В процессе занятий используется следующее программное обеспечение:

  • программы, обеспечивающие доступ в сеть Интернет;
  • программы, демонстрации видео материалов;
  • программы для демонстрации и создания презентаций
  • программы для обеспечения текстовой, голосовой и видеосвязи, онлайн видео-конференций и видео вебинаров в формате высокой четкости (Webinar, Skype)

  1. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Творческие работы.

Тезисы доклада на научно-практическую конференцию